В селе Новоалексеевка установлен новый памятник летчикам бомбардировщика, который мог упасть на Мариуполь

http://squad.9gviad.com.ua/download/file.php?id=1598&sid=8210bee548165615b5b1c94ad6340b4c

Согласно плану летно-тактического учения из авиабазы, расположенной в Калужской области, военный ракетоносец-бомбардировщик вечером вылетел на морской полигон вблизи Крыма. Был обычный зимний день – 14 февраля 1989 года. Экипажу боевой машины в сложных метеоусловиях предстояло выполнить ряд поставленных задач. Надо заметить, что по своим техническим характеристикам это был уникальный самолет (по НАТОвской классификации - «Бэкфайр»), в то время не имевший аналогов за рубежом. При своем огромном весе он мог достигать невероятной скорости, без особых проблем выполнять боевые задачи в любых климатических широтах, имел мощнейшую огневую защиту и уже тогда был напичкан уникальной компьютерной техникой. Понятное дело, что и летчиков для него подбирали особых, долго и тщательно готовя их на специальных тренажерах.

Экипаж машины боевой

В тот роковой для них полет они ушли в день рождения командира корабля: гвардии капитану Геннадию Карпенко исполнилось 29 лет. Можно представить себе, как ждала его семья из полета к праздничному столу, как он стремился к жене, детям, друзьям…Штурман корабля гвардии старший лейтенант Сергей Вязников был на два года моложе своего командира. Постарше был 35-летний штурман-оператор гвардии майор Николай Семенов. Летчику-инструктору, в этот день находившемуся в составе экипажа, заместителю командира дивизии гвардии полковнику Василию Логунову – 44. Умные, красивые, сильные, добрые, честные. Им бы жить да жить, радоваться, любить, летать…

В небе над Приазовьем

Поставленная задача была выполнена. Экипаж собирался возвращаться на базу. Ничто не предвещало никаких неожиданностей. Проходя над Азовским морем, летчики обнаружили неисправность ... Далеко внизу под ними, почти сливаясь в сплошной светящийся поток, проносились города и поселки …Люди готовились ко сну…

Из официальной информации об авиакатастрофе: «…На маршруте после работы на а/п Калиновка(Крым) по команде ведущего группы экипаж Карпенко перешел в набор высоты с 1200 до 10100 м. После доклада о проходе 7000 м экипаж перестал информировать ведущего о своей высоте. После набора высоты 8100 м экипаж обнаружил отказ электропитания, на снижении сделали три попытки запуска ВСУ, окончательно разрядив АБ. Инструктор доложил на РЦ УВД Симферополя об отказе бортового электропитания и работе на аккумуляторе с прось бой обеспечить посадку на ближайший аэродром с простой погодой. По данным ПВО самолет начал энергичное снижение по крутой траектории, после чего на экране РПС отметка пропала. Самолет упал в 36 км севернее города Мариуполя. Причина: отказ блока коммуникаций шести генераторов постоянного тока…»

Записи «черного ящика», который нашли среди обломков погибшего самолета, свидетельствуют: экипаж до последнего мгновения работал без паники на борту. Последнее сообщение, поступившее на пункт управления, было таким: «Под нами город! Уходим!» В 20.54 связь с экипажем оборвалась…Отметка самолета с экрана локатора исчезла вблизи станции Велико-Анадоль Донецкой железной дороги.

Шанс был, но…

Закономерно возникает вопрос: а мог ли экипаж тяжелого бомбардировщика в той критической ситуации остаться в живых, ведь в случаях чрезвычайных ситуаций предусматривается еще и вариант катапультирования? Как утверждали некоторые специалисты, что и по времени летчики бы успели это сделать. Для этого нужно было оставить самолет на произвол судьбы. Но тогда бы неуправляемая тяжелая боевая машина (при взлетном весе около 98 тонн одного только керосина в «Бэкфайре» было почти 40 тонн!) могла упасть куда угодно: на железнодорожный узел станции Волноваха, промышленную или жилую зону Мариуполя, на поселок Донское с его циркониевыми складами…

Летчики бы спасли свои жизни, но в тот же миг оборвались бы тысячи других жизней… Всего два варианта…Гвардейцы выбрали второй. Они до последней минуты оставались в аварийной машине и погибли вместе с ней.

Об этом предпочитали молчать

С огромной силой самолет врезался в припорошенную снегом мерзлую землю лесополосы недалеко от автотрассы Славянск-Донецк-Мариуполь на территории села Новоалексеевка Волновахского района. На месте катастрофы образовалась огромная яма, наполненная керосином, а вокруг нее - обломки самолета, остатки одежды… Но место гибели самолета было обнаружено лишь в конце следующего дня. В зимнее время селянам без надобности выезжать в поле, да к тому же образовавшуюся воронку от глаз скрывали насаждения лесополосы. Военные же пропавший бомбардировщик искали в другом месте за десятки километров отсюда, тщательно прочесывая массивы Великоанадольского леса, предполагая, что он упал именно там, ведь отметка самолета с экрана локатора исчезла в тех местах. После прилета комиссий из Москвы и Полтавы были проведены работы по извлечению останков, а место работ оцеплено военными. Об этом событии тогда предпочитали молчать. Ни печать, ни телевидение, ни радио не сообщили о случившемся. Знали лишь высокопоставленные чины, да те, кто непосредственно был задействован в поисковых и последующих работах, родственники погибших, жители Новоалексеевки.

Первый памятник

По инициативе местных селян на месте гибели летчиков 28 октября 1989 года был открыт памятник. Приехали вдовы погибших, их дети (шестеро сирот), однополчане. Построенный на колхозные средства и установленный на месте падения самолета, памятник тогда представлял собой фрагмент крыла самолета на постаменте с лаконичной надписью, сообщающей о дате гибели экипажа и его составе. При открытии памятника, как и полагается, звучали торжественные речи и обещания свято беречь память о погибших. Но пролетели десятилетия… От дождей и ветров памятник порядком «износился». Но еще больше он пострадал от рук вандалов, которые позарились на металл. Да и, откровенно говоря, в последнее время никто за памятником вдали от села и не ухаживал, а предприимчивые землевладельцы равнодушно распахали и засеяли единственную грунтовую дорогу, ведущую к монументу. Журналисты время от времени поднимали тему судьбы памятника, но изменений к лучшему не наблюдалось.

Спасибо энтузиастам

Рассказывает Новоалексеевский сельский голова Наталья Будко:

- В конце прошлого года по поводу памятника в наш сельский совет из Мариуполя приехали ветеран авиации Антон Бобко и Ольга Порицкая, которая и возглавила инициативную группу по возрождению памятника. По инициативе летчиков Мариупольского авиаполка возник вопрос о его реконструкции. В связи с тем, что находящиеся вокруг села земли в свое время были поделены на паи и розданы селянам и все, что находится в поле, может быть причиной спора или необоснованных претензий, был оговорен вариант расположения памятного знака в границах села. К тому же здесь легче поддерживать порядок возле монумента, уберечь его от рук вандалов. К сожалению, денег в совете на реконструкцию не было. Благодаря этой беспокойной женщине–энтузиастке и ее единомышленникам начались необходимые работы. Были собраны средства. Большую часть дали авиаторы России, внесли свою лепту и украинские летчики. Знаю только, что ни одно предприятие, ни один благотворительный фонд в это не вложили ни копейки. Памятник изготавливали в Полтаве. И вот совсем недавно, в августе нынешнего года, состоялось его торжественное открытие. Теперь он стоит в центре нашего села. Спустя более двадцати лет после трагедии на новоалексеевской земле вновь собрались родственники погибших, их сослуживцы, ветераны авиации из России и Украины. Это была очень волнующая трогательная встреча.

Вы прощаете нас?

…Мы стоим возле нового монумента. Он, как и прежде, представляет собой обломок крыла самолета, гордо устремленного в небо. Одна сторона крыла из черного гранита. На ней - вверху слева стремительный силуэт ТУ-22м2, справа - звезда – символ Вооруженных сил СССР, под ними - портреты всех членов экипажа и даты их рождения. И надпись: «Защитникам Отечества воинам-авиаторам 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка, погибшим при выполнении задания 14 февраля 1989 года на ТУ-22м2. От ветеранов дальней и транспортной авиации». На другой, светлой стороне крыла, внизу – звезда, а над ней, в самом центре высечены строки из известной песни Олега Газманова «Господа офицеры». Всего четыре кратких строки, а как точно передают они те чувства, которые испытываешь, подходя к монументу:

«Так куда ж вы уходите?
Может, прямо на небо?
И откуда-то сверху
Прощаете нас…»

Простили ли нас погибшие летчики? За то, что долгое время их имена оставались в забытьи, а подвиг незамеченным; за то, что в их честь не названо ни школ, ни улиц; за то, что в государственных бюджетах мы все никак не можем выкроить хотя бы минимум средств для восстановления памятников, хотя находим куда больше на переиздание учебников истории и политический пиар… За то, что со временем в суете будней и забот забываем, кому мы обязаны жизнью своей…

Возле нового памятника заботливо уложена плиточка и еще не успели посадить цветы…

- Как символ светлой памяти о погибших здесь будет высажена небольшая березовая рощица, - говорит Наталья Будко. – С этим предложением на открытии памятника вы ступил председатель совета ветеранов Мариупольского авиаполка Антон Петрович Бобко.

Кстати, старый памятник ветераны из Мариуполя, насколько это было возможно, тоже привели в порядок.

Вчера новый учебный год в общеобразовательной школе села Новоалексеевка начался с Урока мужества. Он был посвящен подвигу экипажа Карпенко...

Погибшим летчикам
Спасибо вам, герои неба,
За ваши ратные дела,
Что жизни вы не пожалели,
Во имя нашего села.
Мы тихо, мирно отдыхали
Светла и звездна ночь была.
И только утром мы узнали,
Какой ценой нам жизнь дана.
Мы вам навечно благодарны
В сердцах мы память сохраним.
И памятник мы вам воздвигли.
Как символ братства и любви.

Анна Михайловна Стародуб

Источник: Форум 9й виртуальной истребительной гвардейской авиадивизии