Вот уже год, как увлекся игрой на варгане.
Решил поделиться. Думаю знающих в этом толк ценителей, заинтересует.
(по материалам интернета)
Варган (от лат. «organum»- музыкальный инструмент) – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В русском языке название «варган» произошло от старославянского «Варги» – рот, уста. В летописях упоминается также о варгане как о шаманском и даже военном музыкальном инструменте.
В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу сян – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.
Считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и современные ученые.
История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником его был лук, появившийся в доисторические времена в эпоху мезолита приблизительно IX–XII тысяч лет назад. Человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли, ударяя пальцами или палочками по тетиве. От лука также происходят и старославянские гусли.
Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.
Но вот появились металлические варганы. Они вначале были похожи на пластинчатые, но постепенно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена металлическая рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными или дуговыми, именно им исполнители отдают предпочтение по сей день.
Варган был очень популярен на Руси. Кстати, по данным фольклора, на нем играли и женщины.
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов Севера и Дальнего Востока, а также у народов тюркской группы. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его.
В представлении древних волхвов существуют верхний, средний и нижние миры, в которые волхв может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия в поисках силы и информации, ведуны использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Основные музыкальные инструменты у них были — гусли, бубен и варган.
Но, если бубен — это янский инструмент шамана, который служит для коллективных медитаций, то варган — иньский инструмент, он служит для выхода в измененные состояние сознания того человека, кто на нем играет, и в гораздо меньшей степени его аудитории.
Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом и ведовством. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.
Варган считается инструментом, способным передать любые человеческие чувства. Музыка основывается не на мелодии, а на выражении исполнителем своих эмоций, на воспроизведении характерных настроений, имитации звуков природы, иногда на лирическом повествовании — когда через варган проговариваются слова, мантры (этот прием называется „говорящий варган“).
В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек.
К концу XIX века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале ХХ века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнической культуры славян и других народов, и с новыми увлечениями эзотеризмом. Возрождавшийся интерес к инструменту привёл к организации международного фестиваля варгана, первый из которых состоялся в 1984 г. в США.
Сегодня в России и по всему миру существуют различные общества варганистов. Очень популярен варган ( по-украински и белоруски дрымба) на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
ТРАДИЦИИ ВОЗРАЖДАЮТСЯ!
Отредактировано Harakternik (2011-04-27 04:13:11)